Кто и как ищет без вести пропавших детей в Киеве
Рассказываем, почему не нужно тянуть с обращением в полицию, если не знаете где и с кем находится ваш ребенок.
В Киеве стали чаще пропадать дети. С начала этого года, по данным Национальной полиции Киева, в столице пропало 892 ребенка. Живыми из них нашли 889 детей, еще троих ищут до сих пор.
В 2018-м таких случаев было на порядок меньше ― 755 детей за весь год. Не нашли при этом одного ребенка. В полиции не называют точную причину роста этой статистики. Но предполагают, что дело в доверии людей к правоохранительным органам. Якобы люди, видя, что многих детей находят в первые сутки после пропажи, стали чаще подключать к поискам полицию, а не ждать пока ребенок вернется сам или искать его самостоятельно.
В любом случае ― растет статистика или нет ― за этими цифрами скрывается горе родителей, потерявших своих детей, слаженная работа правоохранительных органов и общественных организаций и наше с вами небезразличие.
Рассказываем, почему важно быть внимательным в отношениях с ребенком, кто помогает искать пропавших детей и что делать, если ваш ребенок не выходит на связь.
С начала года в Киеве пропало 892 ребенка.
1% историй без счастливого финала
Летом 2011 года девятилетняя Инна Лукьянович из Днепродзержинска (сейчас Каменское ― прим. ред.) приехала погостить у бабушки в Киеве. Около пяти вечера 31 июля девочка вышла из дома в голубом сарафане и розовых тапочках ― хотела купить карточки для пополнения счета и молоко. Шла давно знакомой людной улицей Красной на «Соломенский» рынок. Ничего не боялась, даже пританцовывала. Камеры видеонаблюдения соседней заправки зафиксировали ее движение вдоль дороги в 17:33. С тех пор девятилетнюю Инну Лукьянович никто не видел.
― Сначала проверили дороги, по которым она должна была проходить, и места, где она бывала вместе со своими родственниками, поскольку девочка не местная. Конечно, проверили больницы, все оздоровительные учреждения и всех детей, которые туда попадали. Были задействованы солдаты, «Беркут» и МЧС. Проверили парковые зоны, лесополосы, кладбища. Водолазы проверяли озера. Возможно что-то случилось, какой-то несчастный случай, ― рассказывала тогда ТСН Ирина Биба, пресс-секретарь Соломенского РУ МВД в Киеве.
Волонтеры и работники силовых структур перевернули с ног на голову всю столицу, но Инну так и не нашли. Есть ли шанс найти ее спустя восемь лет, неизвестно.
В Киеве пропадают сотни детей, но историй, подобных исчезновению Инны ― с неопределенным или несчастливым финалом ― единицы. По данным Национальной полиции, в 99% случаев детей находят в первые дни после пропажи, если родители или опекуны не затягивают с обращением в полицию. Но даже 1% в этой печальной статистике ― уже много.
Еще с прошлого года не могут найти 13-летнего Георгия Билецкого. Мальчик ушел из учебного заведения в Киеве 3 ноября 2018-го и пропал. Где он находится сейчас, неизвестно.
Уже в этом году, 10 февраля, из дома ушла 16-летняя София Шептицкая. Назад она так и не вернулась. Сейчас о девушке нет никаких известий.
За два дня до начала учебного года, 29 августа, два 14-летних друга Дмитрий Янко и Вячеслав Гришин ушли из Центра социально-психологической реабилитации детей на Троещине. Предполагают, что свой побег подростки спланировали заранее.
За сухими цифрами статистики кроются детские жизни. И с такого ракурса этот 1% звучит страшно, не правда ли?
Почему пропадают дети
В полиции говорят, что чаще всего в пропаже детей нет криминального подтекста ― киднеппинга, убийств и прочего. Обычно дети убегают из дома после ссоры с родителями, из-за непонимания в семье или насмешек в школе, постоянных унижений и других проявлений булинга в детском коллективе. Причем иногда такие уходы случаются с разрешения родителей, например, под предлогом прогулки или встречи с друзьями.
― Любой человек в состоянии эмоционального стресса не думает о рисках в своих действиях, а что говорить о ребенке. В состоянии психологического давления он просто может уйти из дома, ― рассказывает Марина Липовецкая, консультант «горячей линии» Службы розыска детей, ― Ребенку срочно нужно выплеснуть все негативные эмоции, и он просто убегает. Не думая, какие люди его ждут, где он будет жить и спать, что есть и где брать деньги.
В прошлом году 10 апреля пропали две 14-летние подруги из Дарницкого района. Диана Каминская и Варвара Дмитриева после уроков вместе вышли из школы и исчезли. Обе жили в благополучных семьях, и очевидных причин для побега у них не было. Одна из девочек накануне жаловалась на отсутствие взаимопонимания с одноклассниками. Рассказала об этом родителям, но те не восприняли это всерьез.
Полицейские прочитали переписку подруг в социальных сетях. В ней девочки договаривались идти пешком то ли в Днепропетровскую область, то ли в Нежин. К побегу готовились, с собой брали деньги. Школьницы явно не хотели, чтобы их поймали ― в переписке есть такая фраза: «Нужно избегать больших городов. Там нас могут поймать полицейские».
Через три дня девочек обнаружили в 40 км от столицы в районе села Борщев, что рядом с трассой Киев-Харьков. Эта история закончилась хеппи эндом ― Диана и Варвара были живы и здоровы. Но, увы, так подобные ситуации заканчиваются не всегда.
― Бывали случаи, когда сбежавшие дети становились жертвами преступлений. Их заставляли тяжело работать ради крыши над головой и еды, случалось сексуальное насилие. Часто подростки, которые уходят, не имеют денег, ― говорит Юлия Дунаевская, представитель Службы розыска детей Всеукраинской общественной организации «Магнолия», ― Но не важно, по каким причинам ушел ребенок ― в любом случае его необходимо срочно вернуть домой к родным.
Эксперты советуют родителям выстраивать с детьми отношения обоюдного доверия, когда с проблемой ребенок идет в первую очередь к матери или отцу. Для этого нужно искренне интересоваться, чем живет ребенок и что его беспокоит, а еще познакомиться с его друзьями.
― Пропавших детей чаще всего прячут именно друзья. Реже находим их в компьютерных клубах и других заведениях, ― отмечает Оксана Поплавская, начальник отдела ювенальной превенции Главного управления Национальной полиции Киева, ― Чтобы не доводить ребенка до побега, нужно реагировать на изменения в его поведении. Например, если он отказывается идти в школу или вставать по утрам. Но не нужно допрашивать ребенка ― лучше обратиться к психологу, другим специалистам.
Как подготовить ребенка к опасности на улице
Несмотря на то, что основная причина пропажи детей в Киеве ― уход из дома, истории с трагическим финалом пусть и редко, но все же случаются. В конце июня девятилетнего Захара Черевко объявили в розыск. В ориентировке говорилось, что мальчик пропал на улице Вербицкого в Киеве, был одет в серые штаны и полосатую светлую тенниску. В полицию обратилась бабушка. Она рассказала, что 22 июня около 22:00 внук вышел на улицу и больше не вернулся.
Полиция опросила свидетелей, просмотрела видео с камер наблюдения. Одна из них, на здании торгового центра, зафиксировала, как Захар куда-то шел в сопровождении мужчины. Удалось выяснить, что это 30-летний брат отчима мальчика.
Когда домой к мужчине пришли правоохранители, он вел себя нервно и путался в показаниях, поэтому его отвезли в отделение полиции.
В этот же день в правоохранительные органы обратился рыбак, сообщив, что в одном из озер Киева нашел тело ребенка. Это был Захар. По данным прокуратуры, злоумышленник нанес мальчику около 30 ударов ножом в спину, шею и туловище, после чего несколько раз ударил молотком по голове. Причиной трагедии стала ссора между родителями мальчика и мужчиной. Таким жестоким образом последний решил отомстить. Мужчина дождался мальчика под домом и пригласил к озеру Вырлица вместе искупаться. Увы, ребенок согласился.
Представители полиции, психологи и другие специалисты проводят в школах лекции и беседы о безопасности. Наверняка и родители рассказывают детям, что нельзя общаться с незнакомцами, идти с ними куда-то или брать у них что-либо без разрешения. Но этого часто бывает недостаточно. Крайне важно научить ребенка говорить «нет».
― В Киеве был случай, когда трехлетний мальчик вышел с папой на улицу, мама немного задержалась дома. И пока отец что-то укладывал в багажник автомобиля, к ребенку подошел незнакомый мужчина и повел его с собой. Дома малыша учили говорить «нет», если ему были неприятны объятия или другие вещи. И когда ребенок понял, что происходит что-то неладное, он начал громко звать маму и вырываться. Это услышали люди на детской площадке. Родители быстро нашлись, а мужчина убежал, ― рассказывает Анна Носач, психолог и основатель Школы детской безопасности Life School, ― Хорошо, когда родители в быту разрешают детям говорить «нет». Это не значит, что ребенок должен полностью сам принимать решения, но нужно показать, что его мнение тоже важно. Фразу «Я взрослый, поэтому будешь делать так, как я сказал» ребенок может перенести и на незнакомца. Взрослый сказал идти с ним, и ребенок идет.
Вот еще несколько моментов, на которые стоит обращать внимание при обучении ребенка правилам безопасности:
- По внешности нельзя понять, что задумал человек;
- Взрослые почти всегда просят помощи у взрослых. Если обращаются с просьбой к ребенку, стоит насторожиться и отойти на безопасное расстояние;
- Убегая от незнакомца, нельзя заходить в подъезд или узкие улочки ― нужно идти в людное место;
- Ребенку стоит выучить хотя бы один из номеров родителей и знать свой адрес;
- Если собираетесь в путешествие или людное место, стоит положить в карман ребенку записку с контактной информацией родителей;
- Объясните ребенку, что если он потерялся, он может попросить помощи у полицейских, охранников или других людей в форме.
Придерживаясь этих правил и объясняя ребенку элементарные меры безопасности, вы сможете быть немного спокойнее, отпуская его гулять на улицу.
Как ищут пропавших детей
Если ваш ребенок не выходит на связь, и никто не знает где он, сразу звоните 102. В полиции отмечают, что первые часы для розыска самые важные ― шанс отыскать ребенка живым и невредимым очень высок. В полиции создадут ориентировку на ребенка. Для этого вам нужно предоставить имя, контактные данные, телефоны друзей и знакомых, описать внешность и одежду, указать последнее место нахождения. Также нужна фотография пропавшего ребенка.
― Сентябрь-октябрь ― «горячий период», когда в день может быть около пяти уходов детей из дома, ― отмечает Оксана Поплавская, ― Наше подразделение осуществляет первые мероприятия по розыску детей. Мы выезжаем на место, где пропал ребенок. Опрашиваем всех, кто мог его видеть: друзей, одноклассников, родственников. Как правило, за несколько часов находим ребенка. Но есть дети, которые уже не первый раз уходят из дома. Их найти сложнее. Они уже знают, как работают полицейские и где их будут искать в первую очередь.
Если ребенка не находят в первые 24 часа после обращения, заводят уголовное дело по статье 115 Уголовного кодекса Украины «Умышленное убийство» с обозначением «без вести пропавший». К делу подключают уже оперативное подразделение полиции, сотрудники которого могут определить местоположение ребенка по номеру телефона. Всем абонентам в радиусе трех километров от места пропажи рассылаются сообщения с информацией и ссылкой на фото ребенка.
Дополнительно помогает в поиске Всеукраинская общественная организация «Магнолия». Ее сотрудники создали международную «горячую линию» Службы розыска детей по номеру 116 000. Консультанты «Магнолии» предоставляют психологическую помощь родителям и подсказывают, как нужно действовать в первую очередь. Специалисты организации сотрудничают с полицией и передают им информацию, в случае, если получили сообщение о местоположении пропавшего ребенка.
Информацию о пропавшем ребенке размещают на сайте инициативы и вносят в Геоинформационную систему МВД Украины по розыску детей ― в режиме онлайн она показывает, сколько детей пропало в том или ином городе. Параллельно активисты рассылают объявления о поиске по группам в социальных сетях, размещают ролики в метро, маршрутках и рекламу на ситилайтах Киева.
― Уже 18 лет я веду телепроект розыска детей на канале «Магнолия-ТВ». Благодаря активности общества у нас есть уже более 1,5 тысяч успешных кейсов. Ролики о пропавших детях показывают все местные телеканалы и два национальных ― ICTV и «Новый канал», ― делится Юлия Дунаевская, ― Из Киева за 2018 год к нам обратились с 32 сообщениями о пропаже детей, сейчас четыре ребенка разыскиваются. 53% всех детей, которые пропадали ― дети 15-18 лет, 37% ― 11-14 лет и только 10% ― дети до 10 лет.
Номер Службы розыска детей 116 000 работает и в Европе, но там на него нужно звонить с местного мобильного номера ― это позволит дозвониться в общественную организацию той страны, в которой вы находитесь.
― «Магнолию» приняли в Международную федерацию Missing Children Europe, которая объединяет «горячие линии» пропавших детей 116 000 в 36 странах Европы. С введением безвиза эта проблема стала особенно актуальна и для украинцев, ― рассказывает Юлия Дунаевская, ― Был случай, когда семья поехала отдыхать, и уже за границей у них пропал ребенок. Мы сконтактировали родителей с волонтерами в той стране и помогали переводить сообщения.
Если вы вдруг увидели ребенка, которого разыскивают, стоит сразу сообщать в полицию по номеру 102 или в Службу розыска детей 116 000.
― Если ребенок потерялся, он очень хорошо реагирует на человека в форме. Понимает, что в безопасности, и ему помогут найти родителей, ― рассказывает Оксана Поплавская, ― Но совсем по-другому ведет себя тот, кто уходит из-за конфликта с родителями или непонимания в детском коллективе. И тут важно, чтобы с ребенком поработал специалист, который знает, что говорить и как себя вести.
К слову, если в полиции обнаружат, что ребенок жил в плохих условиях, не посещал школу или найдутся другие факты нарушения родительских обязанностей, родителей оштрафуют. Согласно статье 184 Кодекса Украины об административных правонарушениях, сумма штрафа варьируется от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17 до 51 грн). Если обнаружат «злостное невыполнение обязанностей по уходу за ребенком» (статья 166 Уголовного Кодекса Украины), родителей могут даже лишить свободы на срок от двух до пяти лет.
Надеемся, что вашей семье никогда не придется пережить ситуацию, в которой, не знаешь, где твой ребенок и жив ли он вообще. И напомним, если встречаете ребенка, которого ищут, звоните 102 или 116 000.
В статье использовано изображения Depositphotos.
Let's search together!